Мнение
Чувашский мир
(Из дневника краеведа, 11 января 2018. Музей чувашского узора. На открытии выставки мастерицы Людмилы Балтаевой)
На волне праздничного воодушевления, когда Наталия Захарова, Светлана Недвигина по-царски встречали гостей прямо с крыльца, в блеске и красоте обновленного здания, напоминающего мне маленькую копию Московского исторического музея, в мыслях неудержимо промелькнули картины более чем полувековой давности. Здесь, в этом здании, в студенческие годы меня от голодного истощения спасла хрущевская оттепель: хлеб на стол стали подавать бесплатно, но надо было брать хотя бы стакан чая на три копейки. ...Пока казенные лица и гости готовились к торжественным речам с цветами да грамотами, повел меня народный академик, известный в стране натуралист, руководитель центра «Карӑш» Альберт Ластухин в боковой зал на свою выставку этнографических рисунков. Весь зал в круговую в его рисунках, но тут, оказывается, девушки накрывают богатый фуршет в честь открытия новой выставки... Это как раз то место, где когда-то была столовая и понимавшая сиротских студентов работница столовой подкладывала нам дополнительную порцию хлеба и просила ради здоровья не стесняться еды. |
Чувашский мир
В Чувашском книжном издательстве на днях опубликована увлекательная книга под названием «Этнография чувашского народа». Её подготовили ученые Чувашского государственного института гуманитарных наук. Руководителем коллектива был доктор исторических наук В.П. Иванов. В издании изложены основные этнографические сведения о чувашах, описаны происхождение, численность, национальные костюмы, украшения и пища, быт общества и семьи, обычаи и обряды, народные знания и верования, устное народное творчество и искусство. Кроме того, в книге приведен терминологический словарь. Тем самым она является удобным для пользования преподавателям, студентам, учащимся школ, а также увлекающимся историей и культурой чувашей. Источник новости:
|
Мнение
Чувашский мир
Высказывание Владимира Путина о добровольном изучении родных языков и последовавшие за ним изменения в школьных образовательных стандартах вызвали шквал мнений. Как со стороны национальных групп, так и их противников. Думаю, все же стоит опубликовать статью с некоторыми разъяснениями. Многих данный вопрос волнует только в том плане, что будут ли обучать его ребенка чувашскому или нет; нужно ли ребенка принудительно обучать чужому языку или нет? Зачастую доходит до абсурда, и слышатся высказывания типа «почему русские должны сохранять культуру чувашского народа, когда сами чуваши не хотят». Все эти вопросы возникают от недопонимания того, чего на самом деле хотят чуваши. А желание-то всего одно: иметь равные права для развития своего родного языка, то есть такие же, какие имеет для своего развитии русский язык. Не принудительно обучать всех подряд чувашскому языку, но чтобы в обществе царило равное отношение к языкам. Не больше и не меньше. Равное, то есть одинаковое. Если государственный русский язык преподается в обязательном порядке, то с какой стати должно быть исключение для государственного чувашского? |
Чувашский мир
В Чувашском книжном издательстве издан этнографический словарь «Чӑваш халӑх тумӗ» (Чувашская народная одежда) Наталии Захаровой-Кульевой. Об этом сообщает Министерство информполитики Чувашии. По их информации, в словаре представлены названия чувашской народной одежды, ее частей, украшений, обуви и иных принадлежностей. В предисловии издания рассказано об истории исследования терминов чувашской народной одежды. Словарь разделен на темы. Они включают в себя названия рубахи и ее деталей, верхней одежды, головных уборов, украшений, обуви, а также материалов, используемых при изготовлении одежды, рукавиц и перчаток, поясных подвесок, поясной одежды. Пользоваться словарем удобно, так как термины в нем расположены в алфавитном порядке, даны их толкования. Многие статьи проиллюстрированы рисунками и фотографиями. Наталия Захарова-Кульева собирала термины более 15 лет из разных источников, исследовала монографии 18-19 веков по этнографии, истории, филологии и фольклору. достоверными источниками в исследовании стали архивы рукописей Николая Никольского, Николая Ашмарина, Кузьмы Элле, Михаила Спиридонова, Ивана Юркина и других. Источник новости:
|
Чувашский мир
Накануне, 7 декабря, в Доме Дружбы народов Чувашии подвели итоги социологического исследования по теме «Современное состояние этнокультурного развития и межнациональных отношений в Чувашской Республике». Об этом сообщает Министерство культуры региона. Данное исследование провел Чувашский государственный институт гуманитарных наук в октябре-ноябре текущего года. В республике сохраняются уважительные межэтнические и межконфессиональные отношения. 9 из 10 участников исследования дали положительную оценку. Но все же в регионе сохраняется достаточно большой уровень настороженности к мигрантам. По мнению специалистов, это связано с неинформированностью населения о роли мигрантов в экономике, социальной сфере Чувашии. Кроме того, в исследовании граждане Чувашии отметили, что в большей степени нацию скрепляют родной язык, общая земля и история, национальные обычаи и обряды, вероисповедание, а также народное искусство. Свыше 40% респондентов высказали о том, что в регионе существует опасность потери национальной самобытности. Озабоченность данной проблемой высказали почти 54% чувашей, среди русских этот показатель близок 20%. Источник новости:
|
Личное мнение
Чувашский мир
Составители подлога в Типографской Летописи о первом упоминании чувашей, преследовали цель – скрыть воинское мастерство народа. В своей предыдущей исследовательской статье https://ru.chuvash.org/blogs/comments/2956.html о первом упоминании названия «чуваши» я указывал, что что слово «чуваш» известно не с 1508-го, и не 1469-го, а лишь с 1521-го года. Датировка «..с 1521-го года» значится и в энциклопедических словарях. Я полностью доверял нашим составителям энциклопедий. Но чуть позже в той статье мне пришлось указать постскриптум: - «Р.S. И эту дату первого упоминания чувашей, можно подвергнуть сомнению. Да, энциклопедические словари в основном выходят под редакцией научной коллегии ученых РАН. И с ними можно согласиться, на первый взгляд. Дело в том, что энциклопедии ссылаются на летопись, якобы: - в летописи указано. Но летопись, где указано что чуваши известны с 1521 года, она типографская. А первый печатный станок на Руси появился лишь в 1564 году. Я еще не нашел рукописный первоисточник летописи. |
Чувашский мир
Студентки 4 курса Чебоксарского художественного училища (ЧХУ) завоевали Гран-При Всероссийского конкурса молодых модельеров и дизайнеров одежды «Волжская палитра» в Нижнем Новгороде. Они представили коллекции «Юрату юрри» (Песнь любви) чувашская коллекция) и «История черного костюма» в номинации «Дизайн» в направлении «Этно-мода». Также поздравляем студентов Чувашского госпедуниверситета, которые на этом фестивале на одном из конкурсов получили первое место. Чуть раньше эти же студентки ЧХУ под руководством Ольги Голованёвой успешно выступили во Всероссийском фестивале «Исток-2017» в Йошкар-Оле. В номинации «Дизайн костюма» пять эскизных разработок «Узоры моей Чувашии» награждены Дипломом первой степени. Увлеченные своей специальностью девочки под руководством опытных наставников училища сумели многому научиться. В декабре месяце этого года они планируют поехать на конкурс дизайнеров костюма в Москву в направлении «Этно-эрато». На этом конкурсе в феврале наша делегация тогда получила почетное 2-е место. Так пожелаем нашим девочкам новых удачных задумок и высоких достижений! Источник новости:
|
Личное мнение
Чувашский мир
Главе Чувашской Республики Игнатьеву М.В., Министру образования и молодежной политики Чувашской Республики Исаеву Ю.Н., Президенту Чувашского национального конгресса Угаслову Н.Ф.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМОВ октябре этого года учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №24» г. Набережные Челны Республики Татарстан Валиуллин Р.Ф. опубликовал открытое письмо с предложением разработки и введения в школы Татарстана полноценного учебного курса «История и культура Татарстана и татарского народа» с целью привития любви и уважения к Татарстану. Полностью поддерживаю идею татарского учителя и предлагаю обратить внимание на то, что в Чувашской Республике уже существует учебный курс «История и культура родного края», по нему разработаны и частично изданы учебные пособия, программы, рабочие тетради, сборники тестов, электронные пособия, методические разработки. Необходимо упомянуть, что данный курс основан на взаимосвязанных понятиях культуры и истории чувашского народа, культуры и истории Чувашии, таким образом, изучается культура чувашей и культура других народов Чувашии, России, мира. |
Чувашский мир
Накануне, 25 октября, в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций состоялись конкурсы, где компании получили права осуществлять эфирное вещание с использованием тех или иных частот. Сообщает об этом Мининформполитики республики. По их информации, за право на вещание на частоте 95,9 МГц в Чувашии боролись 12 участников, 96,5 МГц – 13, в том числе и Национальная телерадиокомпания Чувашии. Таким образом, Национальное радио Чувашии получило право выходить на вещание на частоте 95,9 МГц, а на частоте 96,5 МГц можно будет услышать радио «Мир». Начало вещания Национального радио Чувашии в столице Чувашии и городе химиков станет приятным подарком для слушателей. Источник новости:
|
Личное мнение
Чувашский мир
Главные научные достижения доктора исторических наук Антона Кирилловича Салмина связаны с этнографией и отчасти фольклористикой чувашского народа. Обратимся к его некоторым лингвистическим суждениям. Это любопытно ещё и потому, что всё-таки "не по его части" (он же этнограф, а не лингвист!). Будем иметь в виду такие статьи А.Салмина: 1) БУЛГАРСКИЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ЧУВАШЕЙ 2)ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК В ТЮРКО-МОНГОЛЬСКОМ МИРЕ Нас А.Салмин ошарашивает прежде всего вот таким заявлением: Факты говорят о том, что в Волжской Булгарии бытовали два близких основных языка, которые можно рассматривать как диалекты. Однако это именно два отдельных языка со своими историями. Конечно, речь идет о булгарском и суварском языках. Можно сказать, как бы ввёл в научный оборот понятие "суварского языка". Свершилось! [<<Суварская революция, о необходимости которой всё время говорили суваристы, совершилась! |